Поиск по этому блогу

пятница, 18 февраля 2011 г.

"В чем сила музыки, брат?"


На фоне распространения рок-н-ролла и студенческих беспорядков по всей стране в конце 60-х годов, адвентистская церковь также испытала ряд потрясений и болезненных перемен, касавшихся отношения к богослужению в целом и к религиозной музыке, в частности. В числе тех, кто отстаивал необходимость использования образцов популярной музыки были и искренние последователи Христа, находившиеся в поиске новых путей благовествования. Но были среди сторонников привнесения популярных музыкальных стилей в церковную жизнь и такие, кто в большей степени были очарованы преобладающей в последнее время философией перемен ради перемен. Такая философия подразумевает, что если предшествующие методы и средства оказались не до конца эффективными в решении глобальных проблем и евангелизации людей по всему миру, они должны уступить место новым, пусть даже радикальным методам. Тезис “цель оправдывает средства” по существу превратился для многих в жизненное кредо.


Большинство музыкальных работников и руководителей церкви оказались в затруднительном положении и стали искать ответы на насущные вопросы. В тоже время некоторые церковные руководители не были удивлены таким развитием событий, поскольку понимали, что в отсуствие сильного, волевого руководства и/или единой философии в области музыки, церковь оставалась уязвимой в данном вопросе. Летом 1972 года, Генеральная конференция инициировала создание специальной экспертной комиссии по изучению назревших проблем в области музыки. Был выпущен ряд документов и целая группа специалистов, преисполненных энтузиазма, не покладая рук трудилась над разработкой руководящих принципов.
Ощущая необходимость в научных материалах, которые могли бы успешно дополнить информацию, содержащуюся в Священном Писании и трудах Елены Уайт, я предложил председателю комиссии подготовить отчет о психологическом аспекте музыки для изучения членами комиссии. Я получил разрешение на выполнение этого задания и результатом стал отчет, опубликованный в журнале Ревью энд Херальд.
После написания этой работы, я продолжал заниматься исследования в этой области в надежде представить общую картину более целостно и объемно. Собранная таким образом информация и последующие выводы станут предметом новых статей, которые последуют за данной серией.
За последнее время среди адвентистов седьмого дня растет озабоченность по поводу музыки, проблем, связанных с ней и особенно ее этической стороны. У нас всегда были определенные представления относительно того, что некоторые формы развлечений и увеселительных занятий не могут быть приемлимыми и безопасными для христиан. Ясно было, что и музыка, ассоциирующаяся с такими развлечениями также не подходит для христиан. Несмотря на это, однако, до 60-х годов обсуждение данной темы почти не велось.
Сегодня картина изменилась. Повсюду мы видим появление интереса, обеспокоенности, а также поляризацию во мнениях представителей различных групп внутри церкви. Некоторые считают, что музыка аморальна, что ее значение и влияние могут варьироваться в зависимости от желаний конкретного человека. Другие придерживаются несколько иного мнения относительно потенциального влияния музыки. Лишь немногие при этом занимались глубоким изучением вопроса. Удивительно, что находятся и такие, кто вообще не видят темы для обширной дискуссии.
Вместо того, чтобы полагаться на мнение большинства, варианты персональных предпочтений или даже на мнение специалистов в области музыки, представляется логичным разработать философскую концепцию музыки, основываясь на том, какое влияние она оказывает на человека. Я считаю, что подобная задача может быть осуществлена с помощью трех источников. Во первых, это Библия, дающая нам основные принципы христианской жизни. Во-вторых, писания Елены Уайт, в которых библейские положения получили дальнейшее рассмотрение. И в-третьих еще одна книга Бога, природа и наука, которая способна помочь нам в постижении природы человеческих реакций на различные внешние стимулы.
Выступая на заседании Американской психиатрической ассоциации, известный американский композитор, Ховард Хансон, сказал следующее: “Музыка это на редкость тонкий вид искусства, содержащий в себе бесчисленные эмоциональные подтексты. Она состоит из множества компонентов и в зависимости от пропорциональной представленности этих компонентов, она может быть успокаивающей или оживляющей, облагораживающей или опошляющей, философской или примитивной. В ней заложены силы, которые могут использованы ради добра, но также и ради зла. Если мы собираемся использовать ее в качестве социальной или терапевтической силы, главным предварительным условием является необходимость хоть что-то узнать про нее.”
Совершенно очевидно, что мы, адвентисты седьмого дня, достаточно большое внимание уделяем использованию музыки. Но наши вкусы и как следствие наша повседневная практика подвержены влиянию радио, телевидения и звукозаписывающей индустрии. Можем ли мы позволить себе беззаботно относится к силе и потенциальному влиянию музыки. Если вопрос о внутренних последствиях представляется значимым мы должны “тщательно охранять подступы к своей душе.” Для того, чтобы быть в состоянии сделать это мы должны быть хорошо информированы. Оставаться в неведении означает отдать свою способность выбора и принятия решений во власть других, ибо никто сегодня не может жить в музыкальном вакууме. Прежде всего, давайте проанализируем некоторые результаты научных исследований, проводившихся в области взаимообусловленности музыки и психологических и физиологических реакций человека. Затем мы рассмотрим как эти данные согласуются с писаниями Елены Уайт. После этого, мы изучим ряд аспектов, связанных с нравственной и духовной импликацией. В этой первой части нам предстоит исследовать то, как звук, в особенности звук музыкальный, влияет на организм человека. В том числе для этой цели мы обратимся к информации, полученной психологами, физиологами и другими учеными, проводившими исследования в данной области. Некоторые из этих научных открытий имеют непосредственный выход на духовную и нравственную сферу. Но до поры до времени, мы отложим обсуждение духовной коннотации музыки.
Основным обстоятельством, вызвавшим интерес к изучению воздействия музыки на человека, стал вопрос о так называемой музыкальной терапии. Деятельность в этой области активизировалась когда во время Второй Мировой Войны было установлено, что многие солдаты, с шоковым синдромом, развившемся вследствие воздействия звуковой волны при взрыве снаряда, нуждались в специализированной психиатрической помощи. В 1944 году, по заданию Министерства здравоохранения, был основан Фонд изучения музыки при Больнице Уолтера Рида в городе Вашингтон, целью которого было исследование и разработка новых методов контроля за эмоциональной сферой и поведением человека.
Пожалуй, самым значительным событием в изучении феномена музыки было открытие, что музыка воспринимается той частью мозга человека, которая ответственна за эмоции и чувства и не проходит через мозговые центры, контролирующие рассудочное мышление. Это открытие, подтвержденное рядом ученых, дало большой стимул развитию области музыкальной терапии, что следует из нижеприведенного высказывания: “Музыка, не зависящая от мозга в проникновении в организм, тем не менее способна вызывать состояние возбуждения посредством таламуса - релейной станции всех эмоций и чувств. Как только раздражитель достигает таламуса мозг, осуществляющий функции контроля и руководства, автоматически становится объектом вторжения, и если действие раздражителя продолжается в течение некоторого периода времени, между мозгом и реальностью окружающего мира может устанавливаться более тесный контакт.”
Таким образом, музыка стала рассматриваться как инструмент, с помощью которого может быть установлено общение с некоторыми видами психически больных пациентов, неспособных инициировать ответ на вербальное общение, так как это требует использование коры головного мозга

25 комментариев:

  1. И да, научите меня слоу прятать бОльшую часть текста

    ОтветитьУдалить
  2. Я думал сила в деньгах, но оказывается она в ньютонах :3

    ОтветитьУдалить
  3. Да музыка сейчас играет очень важную роль.

    ОтветитьУдалить
  4. Текст легко скрыть под катом - в редакторе такая страничка порванная.

    ОтветитьУдалить
  5. Alexaliksio, благодарю! Привёл в порядок блог.

    ОтветитьУдалить
  6. Вспомнид бабусю "малиновый звон" пока читал)

    ОтветитьУдалить
  7. Хмм... Я считаю, что церковная музыка должна быть каноничной.

    ОтветитьУдалить
  8. "Если мы собираемся использовать ее в качестве социальной силы" OKAY!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Хм а ведь и правда - музыка очень могущественная вещь.

    ОтветитьУдалить
  10. Элтон Джон пригласил Путина на концерт и говорит: Привет, Володя, а где Дима? А Путин ему отвечает: сила музыки такая сила.

    ОтветитьУдалить
  11. Munhen, хааа, братан, всем офисом ржали, как хор коней.
    А вот еще анекдот: Дима Билан спрашивает у Путина, в чем сила музыки, брат? А Путин ему отвечает: Она в амперах. А сам ехидно улыбается.

    ОтветитьУдалить
  12. LaserJet, угомонись уже. На самом деле я не люблю аниму, ну не обижать же тебя.

    ОтветитьУдалить